Определение Верховного Суда РФ от 14 июня 2022 г. N 302-ЭС22-8366
Верховный Суд РФ согласился с тем, что скан-копию протокола ОСС, в том числе все бюллетени как неотъемлемые части протокола, можно публиковать в "наглухо" закрытой части ГИС ЖКХ - то есть закрытой даже для собственников, авторизованных в ГИС ЖКХ. Таким образом, если некоторый протокол является (или может являться) поддельным, то у собственников практически нет возможности проверить те бюллетени, которые подделаны от их имени (кроме личного запроса от каждого сомневающегося собственника в жилнадзор с просьбой ознакомиться с копией своего собственного бюллетеня).
Позиция, поддержанная ВС РФ, сформирована в деле об оспаривании отказа во внесении "вновь приобретенного" МКД в реестр лицензий за новой УК. Орган ГЖН отказал УК на том основании, что информация, указанная в заявлении о включении дома в реестр лицензий, не размещена в открытом доступе в ГИС ЖКХ.
УК пошла в суд и выиграла:
- сведения об МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, согласно ч. 1 ст. 198 ЖК РФ, подлежат размещению лицензиатом в ГИС ЖКХ, состав сведений устанавливается Минстроем совместно с Минкомсвязи;
- согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, которыми управляет УК, в связи с заключением договора управления МКД, лицензиат в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган ГЖН;
- Порядок размещения УК сведений в системе ГИС ЖКХ (о "своих" домах) определен совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр, а порядок направления сведений в ОГЖН - приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр;
- п. 2 Приказа N 368/691/пр требует разместить в ГИС ЖКХ, в том числе, и электронный образ протокола ОСС о выборе УК;
- однако ни один из этих актов не уточняет, в какой именно части ГИС ЖКХ - закрытой (суд округа счел, что именно закрытой, однако ничем не мотивировал) или открытой - должен публиковаться электронный образ протокола (напомним, что ОГЖН требовал залить скан в "Реестр сведений о голосовании/Протоколы общих собраний", в закрытую часть ГИС ЖКХ, но находящуюся в открытом доступе для авторизованных собственников помещений в МКД);
- зато совершенно другой совместный приказ Минстроя и Минкомсвязи N 74/114/пр (о заполнении ГИС ЖКХ всеми поставщиками информации), предусматривает в пп. 12 п. 2, что персональные данные, предусмотренные составом информации, подлежат размещению в закрытой части системы;
- таким образом, ввиду отсутствия в действующем законодательстве положений о том, в каком конкретно разделе (подразделе) ГИС ЖКХ указанные документы подлежат размещению, учитывая, что персональные данные, содержащиеся в протоколе ОСС, подлежат размещению только в закрытой части ГИС ЖКХ, следует согласиться с тем, что в данном случае УК исполнила обязанность по опубликованию протокола ОСС и иных необходимых документов в ГИС ЖКХ. Из материалов дела следует, что УК перед подачей заявления в ОГЖН разместила в ГИС ЖКХ электронные образы договора управления, приложений к данному договору, протокола ОСС с приложениями, уведомлений и решений собственников помещений (листы голосования) спорного МКД в закрытой части ГИС ЖКХ в разделе "Реестр договоров", доступном для ознакомления только УК и органу ГЖН;
- довод органа ГЖН о необходимости размещать данные сведения в разделе "Реестр сведений о голосовании/Протоколы общих собраний" (в закрытой части ГИС ЖКХ), но находящемся в открытом доступе для собственников помещений в МКД, авторизованных в ГИС ЖКХ, основан на неверном толковании положений Приказа N 74/114/пр,
- следовательно, дом следует "отобрать" у прежней УК и "передать" новой (участнику дела).
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра дела, сославшись на персональные данные, которые включены в состав протокола ОСС.